Метапредметный подход в преподавании географии
Метапредмет=надпредмет,
т.е. универсальное учебное действие, которое Ваш любимый ученик
“сделает” своим универсальным инструментом в его естественной жизни.
Причём этот инструмент “РАБОТАЕТ” не только в рамках отдельного учебного
предмета, а он УНИВЕРСАЛЕН!!! Например,
умение читать. Это умение необходимо человеку во всех сферах его
жизнедеятельности……. Удачи на Вашем
профессиональном поприще!!!
Метапредмет выстраивается вокруг
какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких
мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория…
Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный
характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа
– метапредметы.
Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.
Прежде всего необходимо разобраться с
понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения,
метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.
“Мета” – («за», «через», «над»),
всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание,
метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и
способами. Иногда – мыследеятельностью.
Метадеятельность – универсальная
деятельность, которая является “надпредметной”. Предметная – это любая
деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю,
здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает
ее осознанной и ответственной, то есть:
стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
конструирующей (выстраивание системы
мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей,
позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность как
универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется
уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития
личности.
Метазнания – знания о знании, о
том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е.
приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с
ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов
использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания,
выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в
основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метазнания включают в себя
философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя
понятие, границы и методологию предмета как части науки.
Философские проблемы географии
заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и
природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии
природы (натурфилософии), признающей целостность материального и
духовного мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и
жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние
природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы – предмет
как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле
становится краеугольным камнем формирования географической культуры.
Метаспособы – методы, с помощью
которых человек открывает новые способы решения задач, строит
нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные
способы решения задач.
Метаумения – усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ,
синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение
сворачивать информацию;
- критическое мышление: умения отличать
факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность
источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции,
предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение
новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение
структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных
способов деятельности с новыми;
- регулятивные умения: постановка
вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор
тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
Метапредметные результаты изучения курса географии 6, 7 классов.
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
оценивать работу одноклассников.
Познавательные:
учебно-логические:
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
Учебно-информационные:
поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми
компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий,
составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы,
составление вопросов к текстам, составление логической цепочки,
составление по тексту таблицы,схемы;
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные:
учебно-логические:
-классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию;
-структурировать информацию;
-определять проблему и способы ее решения;
-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
-владеть навыками анализа и синтеза;
учебно-информационные:
-поиск и отбор необходимых источников информации;
-представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
-перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
-использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
-составление рецензии, аннотации.
Коммуникативные:
-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
-уметь вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий